Loading...
You are here:  Home  >  Ислам  >  Current Article

Размеренная дискуссия с коранитами (часть 3)

By   /  18.05.2017  /  Комментарии к записи Размеренная дискуссия с коранитами (часть 3) отключены

    Print       Email

Размеренная дискуссия с коранитами (часть 3)

Коран подчёркивает, что хадис от Аллаха. Всевышний сказал:

«Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь внушаемое ему откровение»

(Ан-Наджм, 3-4).

Всё, что говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из законоположений шариата, которые ему велено было передать людям, – откровение Всевышнего Аллаха, подтверждённое прямым текстом из Корана.

Всевышний Аллах сказал:

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты разбирал между людьми так, как тебе показал Аллах. Посему не препирайся за изменников»

(Ан-Ниса, 105).

Слова «как тебе показал Аллах» означают, что всякое решение Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, которое не упоминается в Коране, относится к числу того, что показал ему Аллах через откровение. К примеру, решение о побивании камнями женатого прелюбодея относится к тому, что показал Аллах Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Следующий аят ясно указывает на то, что хадис тоже ниспослан от Аллаха. Всевышний сказал:

«А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались»

(Ан-Нахль, 44).

Этот аят разъясняет, что ниспосланными являются две вещи: Напоминание и то, что ниспослано им. Что касается того, что «им ниспослано», то это Священный Коран. А Напоминание – это хадис, ниспосланный для разъяснения Корана. И оба этих первоисточника являются ниспосланными Всевышним Аллахом, согласно этому аяту. Поэтому тот, кто верует в Коран, обязан верить и в Хадисы, потому что они также от Аллаха.

Далее приводятся аяты, которые ясно указывают на то, что хадис и сунна также исходят от Аллаха. Он, да благословит его Аллах и приветствует, не говорит по прихоти. Это – всего лишь внушаемое ему откровение. Писание – это Коран, а мудрость – Сунна.

Всевышний сказал:

«Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтёт им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый»

(Аль-Бакара, 129).

«Таким же образом Я отправил к вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости, обучает вас тому, чего вы не знали»

(Аль-Бакара, 151).

«И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах – Проницательный, Ведающий»

(Аль-Ахзаб, 34).

«Присоединение мудрости к Писанию указывает на их различие. Таким образом, мудрость – не Писание, а Сунна»

(См. «Мафатих аль-гайб» или «Тафсир аль-кабир ли-р-Рази», 4/59).

Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Мудрость – Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

Таково мнение Катады.

Сподвижники имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказали:

«Доказательством этого является то, что Всевышний, в первую очередь, упомянул размеренное чтение Корана, его обучение – во-вторых, а затем присоединил к нему мудрость. Таким образом, под мудростью должно пониматься нечто другое, нежели Коран. А этим может быть только Сунна Посланника, да благословит его Аллах и приветствует»

(См. «Тафсир ат-Табари» = «Джами` аль-Баян», 3/86).

Далее. Толкователи Корана разошлись относительно значения слова «мудрость», которое упомянул Аллах в этом месте (имеется в виду 129-й аят из суры «Аль-Бакара»). Некоторые сказали: «Это- Сунна».

Нам рассказал Бишр ибн Муаз, который сказал: нам сообщил Язид, который сказал: нам сообщил Саид от Катады:

«Мудрость – это Сунна»

(См. «Тафсир ат-Табари» = «Джами` аль-Баян», 3/87).

Абу Джафар сказал:

«На наш взгляд, наиболее правильным мнением относительно слова «мудрость» является то, что это знание о правовых нормах/решениях (ахкамах) Аллаха, которые невозможно постичь, кроме как путём разъяснения, сделанного Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и их изучения»

(Об этом он сказал в своём толковании к аяту 151 из суры «Аль-Бакара», 3/211).

Таким образом, под мудростью подразумевается Сунна и понимание (фикх) в религии. Всё это мы разъяснили выше с приведением свидетельств (Аль-Мухаррар аль-ваджиз фи тафсири-ль-китаби-ль-азиз ли Ибн Атыйя», 1/212).

Катада сказал:

«Мудрость – это Сунна и разъяснение законоположений пророком, да благословит его Аллах и приветствует»

(См. «Мадарик ат-танзиль ва хакаик ат-таъвиль ли-н-Насафи», 1/131).

«Научит их Писанию» — Коран; «и мудрости» — Сунна и понимание Корана

(См. «Аль-Бахру-ль-мухит ли Аби Хайян аль-Андалуси», 1/626).

«Научит их Писанию» — это Коран. Это означает, что он разъяснит им Коран и доведёт до них смысл его аятов. Порядок обучения следовал за чтением, потому что чтение Корана – первое, что воспринимает слух, и лишь затем постигается смысл и значение его аятов. И Всевышний Аллах возложил обучение на Посланника, потому что он обращался с речью к обучающемуся и в мягкой форме объяснял и доводил до него значения коранических аятов, будучи средством (объяснения и доведения)»

(См. «Ат-Тахрир ва-т-танвир ли-Ибн Ашур», 1/723).

Мудрость – знание об Аллахе и тонкостях Его законоположений, которые, в свою очередь, включают в себя постижение смыслов Корана и детальное разъяснение его целей.

Передаётся от Малика ибн Анаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

«Мудрость – познание фикха в религии и следование ему».

Передаётся от Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

«Мудрость – Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

Оба этих имама обратили внимание на то, что присоединение мудрости к Писанию требует наличия разнородности между ними и придают дополнительный смысл термину «мудрость».

Это – высказывания обладателей знания из числа толкователей Корана о значении слова «мудрость». Они указывают на то, что мудрость – разъяснение законоположений и правовых норм Корана, каковым является Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который разъяснил законоположения и правовые нормы и подробно изложил то, что носит общий характер. К примеру, веление совершать намаз, содержащееся в Коране, носит общий характер. Что касается столпов намаза и его описания, то их подробно разъяснил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в своих хадисах и сунне. Подобным же образом обстоит дело с закятом и прочими законоположениями религии, о чём мы расскажем дополнительно.

Если кто-то скажет, что сунна – не от Аллаха, то следующий аят опровергает подобное утверждение. Всевышний Аллах сказал:

«Помните милость, которую Аллах оказал вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, чтобы увещевать вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает о всякой вещи»

(Аль-Бакара, 231).

Слова Всевышнего: «а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости», — указывают на то, что обе они (Писание и мудрость) ниспосланы Аллахом.

P.S.: Следующая глава выйдет под названием «Отрицание Сунны – отрицание религии».

Шейх Абу Муаз Мухаммад Абд аль-Хайи Увайна

Перевод: Абдулхалима Абдулкаримова

Продолжение следует…

Чечен Инфо

    Print       Email