Loading...
You are here:  Home  >  Ислам  >  Current Article

Умеренность в нравственности

By   /  01.06.2017  /  Комментарии к записи Умеренность в нравственности отключены

    Print       Email

Умеренность в нравственности

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

«Всякое похвальное нравственное качество находится между двумя порицаемыми и является золотой серединой между ними, тогда как обе крайности порицаемы. Например, щедрость находится посередине между скупостью и расточительством, а скромность – посередине между униженностью и высокомерием.

Если душа отходит от золотой середины, то непременно впадает в одну из двух порицаемых крайностей. Отходя от скромности, она впадает либо в высокомерие, либо в униженность. Отходя от стыдливости, она впадает либов наглость и дерзость, либо в слабость, трусость и малодушие, предоставляя врагу своему власть над собой и упуская множество благ, под предлогом стыдливости, тогда как в действительности это всего лишь слабость, бессилие и смерть души.

Отходя от похвального терпения, человек впадает либо в отчаяние, ропот, раздражение и нетерпеливость, либо в черствость и жестокосердие.

Отходя от благоразумия, он впадает либо в легкомыслие, вспыльчивость и ветреность, либо в униженность, и велика разница между тем, чья кротость обусловлена униженностью и слабостью, и тем, чья кротость обусловлена величием и благородством и сопровождается способностью (выплеснуть гнев и иные эмоции, отомстить и так далее).

Отходя от неторопливости и мягкости, он впадает либо в торопливость, легкомыслие и насилие, либо в халатность и попустительство, поскольку неторопливость и мягкость находятся между ними.

Если он отходит от величия, которым Аллах наделил верующих, он впадает либо в высокомерие, либо в униженность, поскольку похвальное величие лежит между ними.

Если человек отходит от смелости, то он впадает в безрассудство и непохвальную порывистость, либо в трусость и порицаемую нерешительность.

Отклоняясь от состязания в повышении степеней и в деяниях, достойных белой зависти, он впадает либо в зависть, либо в слабость, униженность и довольство своим униженным положением.

Отходя от умения довольствоваться малым, человек впадает либо в жадность и алчность, либо в униженность, презренность и попустительство.

Отходя от милосердия, человек впадает либо в жестокость, либо в слабость сердца и малодушие, подобно тому, кто не решается ни зарезать овцу, ни применить установленное Шариатом наказание к тому, к кому следует его применить, ни подвергнуть воспитательному наказанию ребенка под предлогом милосердия.

То же самое можно сказать и о приветливом выражении лица и похвальном веселье. Оно являет собой золотую середину между хмурой суровостью и надменностью и лишением людей радости и между переходящим все границы весельем, которое лишает человека всякого почтения и уважения со стороны окружающих и авторитета, тогда как первое отклонение становится причиной отдаления от человека окружающих, а также возникновение в их сердцах ненависти и отвращения к нему.

Обладатель золотой середины почитаем, уважаем и любим одновременно, ему присуще величие, и люди стремятся к встрече с ним. В описании Пророка, мир ему и благословение Аллаха, присутствуют такие слова:

«Увидев его, человек испытывал благоговейный страх, а познакомившись с ним, он начинал испытывать любовь к нему»

См. «Мадаридж ас-саликин»; «Избранное», 2/34-36

Чечен Инфо

    Print       Email