Сугаип-Мулла говорил:
Общество состоит из двух слоев: высший слой — это народ, низший слой — это «рабы».
«Рабы» делятся на три типа:
- Их великое множество, ростом невелики, внешностью некрасивы, умом ограничены, наличием возможности есть, пить, спать и размножаться удовлетворяются те, что называются уьтнаш (с чеч. чурка).
- Ростом немного превосходят первых, довольно шустры, обращаясь к кому-либо, словно кричат, во время разговора подпрыгивают на пятках те, кому вполне послушны уьтнаш, а сами называются хардангаш (с чеч. — гортань, петушок, у которого только что прорезался голос). На тысячу уьт приходится один харданг.
- Высоки ростом, обладают красивой внешностью и лицом, одеваются со вкусом, хоть и нет своего ума, однако, выучившись разговорам, слушая умных людей, заставляют пристально внимать себе хардангов те, что называются бож (с чеч. козел). На тысячу харданг приходится один бож.
Приходит некое время: бож заводит речь, хардангаш, его наслушавшись, подымают с места, приводят в волнение уьтнаш.
Потом они, объединившись, заводят смуту, потрясают край и страну, позорят нацию.
Высший слой, народ делится на три типа: боьрш, стаг, къонах.
- Боьрш (мужчина): он достается исключительно своему дому, двору, за которым он следит и в состоянии ответить. Обеспечивает свою семью. До остального в мире ему нет дела.
- Стаг (настоящий человек): он достается целому селу, городу, в благополучии которого он заинтересован. Другое его не касается.
- Къонах: он достается всему краю, всей стране. В течение века их появляется всего лишь трое-четверо.
«Если мы будем делать то, что делают уьтнаш, хардангаш и бежлой, если мы им уподобимся, тогда позор нам», — рассуждают боьрш, стаг, кьонах и отстраняются от общественных дел.
И тогда другие творят безобразие, беспорядок и бесчинства.
Когда зарождается нечто плохое, несправедливое, второй тип людей туда не лезет, избегает такие общества. Поэтому, обычно, послереволюционная власть подобна первому типу, рабы. И начинает царить безнравственность.
Чечен Инфо