В версии ат-Тирмизи и Ибн Хиббана от аль-Валида ибн Абуль-Валида Абу ‘Усмана аль-Мадини сообщается о том, что ‘Укъба ибн Муслим рассказал ему, что Шуфайй аль-Асбахи рассказывал ему, что однажды приехав в Медину он встретил людей, которые собрались вокруг одного человека.
«Кто этот человек?» — спросил Шуфайй.
«Абу Хурайра!» — ответили ему.
Шуфайй сказал:
— Я приблизился к нему и сел напротив него, а он рассказывал людям. Когда Абу Хурайра закончил говорить и умолк, я попросил его:
«Я прошу тебя об истинной правде, расскажи мне хадис, который ты слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, понял и выучил его!»
Тогда Абу Хурайра сказал:
«Я сделаю это, я обязательно расскажу тебе хадис, который мне рассказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который я понял и выучил».
Затем Абу Хурайра начал хрипеть и упал в обморок. Мы немного подождали, а он потом пришёл в себя и затем сказал:
«Я обязательно расскажу тебе хадис, который мне рассказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и никого тогда с нами не было в этом доме, кроме меня и него».
И опять Абу Хурайра начал хрипеть и упал в обморок. Затем снова очнувшись он протёр своё лицо (руками) и сказал:
«Я сделаю это! Я обязательно расскажу тебе хадис, который рассказал мне посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и никого тогда с нами не было в этом доме, кроме меня и него».
Но Абу Хурайра (опять) стал сильно хрипеть и затем упал на лицо, а я долго подпирал его собою, и потом очнувшись, он сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал мне о том, что в День воскрешения Всеблагой и Всевышний Аллах начнет вершить суд над Своими рабами, и в это время все общины будут стоять на коленях. Первыми, кого призвут к ответу (в этот день) будут человек выучивший наизусть Коран, человек сражавшийся на пути Аллаха, и владелец большого имущества.
Великий и Всемогущий Аллах скажет чтецу Корана:
“Разве я не научил тебя тому, что ниспослал Своему посланнику?!”
Он ответит:
“Конечно, о мой Господь!”
Тогда Он спросит:
“Что же ты делал в соответствии с тем, чему был обучен?”
Он ответит:
“Я только и делал, что выстаивал молитвы читая его днём и ночью”.
Тогда Великий и Всемогущий Аллах скажет ему:
“Ты солгал”.
И ангелы тоже скажут ему:
“Ты солгал”.
И Всеблагой и Всевышний Аллах скажет:
“Напротив, желал ты лишь того, чтобы (люди) говорили: «Такой-то чтец», и они говорили это.
Затем приведут богача и Великий и Всемогущий Аллах спросит его:
“Разве я не продолжал умножать твое имущество до тех пор, пока ты не перестал нуждаться в ком-либо?!”
Он ответит:
“Да, о мой Господь!”
Тогда Он спросит:
“Что же ты делал с тем, что Я даровал тебе?”
Он скажет:
“Я поддерживал родственные связи и раздавал садакъу/милостыню/”.
Тогда Аллах скажет:
“Ты солгал!”
И ангелы повторят:
“Ты солгал!” И Всеблагой и Всевышний Аллах скажет:
“Напротив, ты желал лишь того, чтобы (люди) говорили: «Он щедрый человек», и они говорили это.
Затем приведут павшего на пути Аллаха и Он спросит его:
“За что ты был убит?”
Он ответит:
“О мой Господь, мне было велено совершать джихад на Твоем пути и я сражался до тех пор, пока меня не убили!”
Но Аллах скажет ему:
“Ты солгал!”
И ангелы повторят:
“Ты солгал”.
И Аллах скажет:
“Напротив, желал ты лишь того, чтобы (люди) говорили: «Такой-то смелый!», и они говорили это”.
Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ударил меня по бедру и сказал:
“О Абу Хурайра, именно эти тремя созданиями Аллаха впервые будет разожжён адский огонь в День воскрешения!”»
Аль-Валид ибн Абу ‘Усман аль-Мадини сказал:
— И ‘Укъба сообщил мне, что Шафийй был тем, кто зашёл к Му’авийе (ибн Абу Суфьяну, да будет доволен Аллах ими обоими) и рассказал ему об этом.
Абу ‘Усман сказал:
— И аль-‘Аляи ибн Абу Хаким рассказывал мне о том, что он был палачом у Му’авии. Он сказал:
«И (однажды), когда к нему зашёл один человек и рассказал ему это от Абу Хурайры, Му’авия сказал:
“Если так поступили с этими, то что будет с остальными людьми?!”
Затем Му’авия стал сильно плакать, так что мы подумали, что он умрёт, и сказали:
“Этот человек принёс (с собой) зло!”
Затем Му’авия успокоился, и протерев своё лицо, он сказал:
— Правду сказали Аллах и Его посланник:
“Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния”
(Худ, 15-16)».
Этот хадис передали ат-Тирмизи 2382, Ибн Хузейма 2482, Ибн Хиббан 408, аль-Хаким 1/418-419, который назвал иснад хадиса достоверным и с ним согласился аз-Захаби. Имам Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим неизвестным (хасан гъариб). Имам аль-Мунзири назвал иснад хадиса достоверным или хорошим или близким к этим. См. «ат-Таргъиб» 1/47.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1713, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 22, 1335, «Сахих аль-маварид» 2119, «Сахих Ибн Хузайма» 2482.
Чечен Инфо