Всевышний Аллах вменил общине Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, закят аль-Фитр, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника и чтобы он послужил искуплением упущений, допущенных во время поста.
Ибн ‘Аббас сказал:
«Пророк обязывал выплачивать закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих. Кто бы ни уплатил его до праздничной молитвы — это приемлемый закят, а кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как милостыня».
Абу Дауд (1609), Ибн Маджах (1827), ад-Даракъутни (2/138).
Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил:
«Закят аль-Фитр в месяце Рамадан, подобен садждуд ас-сахв в намазе. Закят аль-Фитр искупляет упущения поста, так же как суджуд ас-сахв искупляет недостатки в намазе».
См. «аль-Маджму’» (6/321).
Что же касается хадиса:
«Месяц Рамадан находится между небом и землей, и ничего его не поднимет к Аллаху, кроме закята аль-Фитр», то он является недостоверным о чем сообщили имам Ибн аль-Джаузи, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани.
Шейх аль-Альбани сказал:
«Нам неизвестно, чтобы хоть кто-либо из ученых говорил о том, что пост без закята аль-Фитр не принимается».
См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» (1/118).
Для кого является обязательным закят аль-Фитр?
Закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина, имеющего возможность его выплатить. Однако ученые разошлись в вопросе, обязан ли человек отдавать Фитр за тех, кого он обязан содержать или же каждый обязан отдавать его только за себя.
Имам ан-Науауи говорил:
«Человек обязан отдавать этот закят за самого себя, а также за тех, на кого он обязан расходовать свои средства, а именно — за жену, детей и родителей».
См. «аль-Маджму’» (6/128).
Также ученые разошлись в вопросе, обязан ли выплачивать Фитр каждый мусульманин или только тот, кто соблюдал пост. Большинство ученых, среди которых и имамы четырех мазхабов считают, что выплачивать Фитр следует даже тому мусульманину, кто не соблюдал пост, как например больной или старый человек, неспособный соблюдать пост.
Нет сомнения, что закят аль-Фитр искупляет прегрешения допущенные во время поста, однако наличие прегрешений не является условием его выплаты.
Более того в хадисе Ибн ‘Умара сказано:
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вменил Фитр рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман».
Хадис приводит аль-Бухари (1503).
Под словом «малый» подразумевается ребенок, а известно, что ребенок не обязан поститься.
Если человек хочет выплатить Фитр за кого-либо, то он обязан известить его об этом и сделать это только с его разрешения, поскольку закят — это поклонение, при котором необходимо иметь намерение.
Если же у человека нет возможности выплачивать Фитр, то на нем нет греха, и он не должен брать для этого в долг.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал:
«Единогласны ученые в том, что тот, у кого нет возможности, не обязан выплачивать Фитр».
См. «аль-Маджму’» (6/113).
Кому дается закят аль-Фитр?
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
«Не дозволено давать закят аль-Фитр кроме как нуждающимся».
См. «Маджмууль-фатауа», «Ихтияратуль-фикъхия» (102). То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и другие ученые. См. «Задуль-ма’ад» и «Сайлюль-джарар» (2/86).
Разрешается давать одному бедняку несколько Фитров, или же распределить один Фитр среди нескольких бедняков. Это говорили Малик, Ахмад, а также шейхуль-Ислам. Однако, бедняка, которому отдана часть Фитра, следует предупредить, что он получил меньше одного са’, поскольку он может отдать полученное в качестве закята аль-Фитр от себя.
См. «Шархуль-Мумти’» (6/179).
Дозволенно одному человеку отдавать Фитр размером больше чем один са’, однако нельзя выплачивать меньше, чем один са’, в чем нет разногласий.
См. «Маджму’уль-фатауа» (25/70).
Спросили ученых Постоянного комитета:
«Можно ли выплачивать закят аль-Фитр тем, кто попрошайничает на рынках, тогда как мы не знаем их истинного положения?».
Они ответили:
«Фитр следует выплачивать бедным мусульманам, даже если они являются грешниками, но не вышедшими из Ислама. Следует смотреть на внешнее состояние бедняка, даже если он на самом деле окажется богатым. Однако следует по возможности искать достойных бедняков. Если человек после выплаты своего закята узнал, что он попал в руки состоятельного человека, то это не повредит его закяту».
См. «Фатауа аль-Ляджна» (№ 3055).
Можно ли отправлять закят аль-Фитр в другой город?
Не следует отправлять Фитр в другой город, кроме как при необходимости, что может заключаться в отсутствии в своем городе бедняков или же большая нужда в Фитре в другом городе. Мусульманин должен выплачивать свой Фитр в той местности, где его застал конец месяца Рамадан. На это указывали многие ученые.
Спросили имама Малика о человеке, который проживает в одной из стран Африки, однако который в день разговения находится в Египте:
«Где он должен выплачивать закят аль-Фитр?».
Он ответил:
«Следует выплачивать Фитр там, где он находится. Но если его семья (проживающая на его родине) выплатит Фитр за него, то ему это засчитывается».
См. «аль-Мудауина» (1/337).
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина:
«Дозволено ли отправлять в другой город закят аль-Фитр?»
Он ответил:
«Если в городе человека, который хочет отправить свой Фитр нет неимущих (мусульман) то нет в этом проблем. Однако если в этом нет надобности, и в его городе есть те, кому можно дать Фитр, то нельзя отправлять Фитр в другой город, на что указали некоторые ученые».
См. «Фатауа Ибн ‘Усаймин» (18/318).
Кому запрещено давать закят аль-Фитр
Не дозволено выплачивать закят аль-Фитр неверным, ибо нет для них ничего в обязательных предписаниях выплаты закята.
Хасан аль-Басри сказал:
«Нет для неверных, проживающих на землях мусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр), однако если человек пожелает, он может дать им добровольную милостыню».
Абу ‘Убайд (1/236).
Также закят аль-Фитр не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, а это родители дети и жены.
Имам Малик говорил:
«Не давай закят никому из числа своих близких родственников, которых ты обязан содержать!».
(См. «аль-Мудауина» 1/344).
Имам аш-Шафи’и сказал:
«Закят не дается ни отцу, ни матери, ни дедушке, ни бабушке!».
См. «аль-Умм» (2/87).
Выплачивать закят и закят аль-Фитр родственникам-мусульманам, которых человек не обязан содержать, лучше, как сказал шейх Ибн ‘Усаймин.
Также закят не выплачивается богатому и сильному, трудоспособному человеку.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не дозволена милостыня (садакъа) для богатого, а также для сильного, трудоспособного человека!».
Абу Дауд (2/234), Ибн аль-Джаруд (363). Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Имам Ибн Къудама сказал:
«Не дается богатому пожертвование, предназначенное для нищих и бедных, и нет в этом вопросе разногласий среди ученых».
См. «аль-Мугъни» (2/522).
Размер закята аль-Фитр
Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’ еды».
Абу Ну’айм (3/262), аль-Байхакъи (4/167). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» (282).
Закят аль-Фитр следует давать в виде одного са’ продуктов питания. Один са’ равен четырем муддам, а один мудд — это то, что помещается в две соединенные ладони.
См. «Маусу’атуль-фикъхия» (3/163).
Объем одного са’ приблизительно соответствует объему пшеницы в 3 кг, как сказал шейх Ибн Баз.
В зависимости от разновидности продуктов, его вес может быть различным. Так, например, объем ячменя в один са’, будет весить меньше чем 3 кг, тогда как рис или творог объемом в один са’ может весить чуть больше, чем 3 кг. Тому, кто желает выплатить точный Фитр в один са’, следует определить объем продуктов, равный весу пшеницы в 2,4 кг, о чем сказал шейх Ибн ‘Усаймин в «Шархуль-мумти’».
Чем следует выплачивать закят аль-Фитр
Абу Са’ид аль-Худри сказал:
«Мы выплачивали закят аль-Фитр одним са’ еды, или одним са’ ячменя, или фиников, или творога, или изюма».
Хадис передал аль-Бухари (1506).
Ашхаб сказал:
«Я слышал, как имам Малик сказал:
«Не выплачивается ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют люди»».
См. «аль-Истизкар» (9/263).
Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
«Те, продукты, что упоминаются в хадисах, были основными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителей какой-либо местности являются не эти продукты, то им следует выплачивать Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис, инжир и прочие продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продукты а, например, мясо или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем они питаются, что бы это ни было. Это мнение большинства ученых, и оно является правильным».
См. «И’лямуль-мууаккъи’ин» (3/12).
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал:
«Учитывать пропитание, являющееся основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена».
См. «ат-Тамхид» (7/127).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал выплачивать закят аль-Фитр одним са’ фиников или ячменя, поскольку это было пропитанием жителей Медины. И если бы жители Медины употребляли в пищу не эти, а другие продукты, то он не обязал бы их выплачивать продукты, которые они не использовали».
См. «Маджму’уль-фатауа» (25/68).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал:
«Если сыпучие продукты не являются продовольствием жителей какой-либо местности, а наоборот, их едой является, например мясо, и это является их основной пищей, то им следует выплачивать Фитр мясом, что является правильным».
См. «Шархуль-мумти’» (6/182).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал:
«Дозволено также выплачивать Фитр и макаронами, если они из числа основных продуктов питания в определенной местности».
См. «Шархуль-мумти’» (6/191).
Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можно выплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис, пшенка, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности. И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.
Нельзя платить Фитр испорченными продуктами, а также не следует давать его быстро-портящейся едой.
Ибн аль-Къайим сказал:
«Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если в них есть польза для бедняков и это требует траты времени и сил, то все равно пользы в сыпучих продуктах больше, так как хранить их можно дольше. Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если их будет много, они быстро испортятся и их невозможно долго хранить».
См. «И’лямуль-муаккъи’ин» (3/18).
Также нельзя давать Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку все это не еда, а приправа.
Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами?
Некоторые ученые дозволили выплачивать Фитр деньгами.
Имам ан-Науауи сказал:
«Большинство факъихов не дозволили давать Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа. Также Ибн аль-Мунзир передал дозволенность этого от Хасана аль-Басри, ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и Суфьяна ас-Саури».
См. «Шарх сахих Муслим» (7/60).
Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-Фитр дирхамами и он ответил:
«Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за противоречия Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!».
Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал:
«Не следует выплачивать Фитр деньгами вместо еды!», — его спросили:
«Тут люди заявляют о том, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз выплачивал деньгами».
Тогда он сказал:
«Оставляют слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и говорят: «Сказал такой-то!»».
См. «аль-Мугъни» (2/671).
Когда следует выплачивать закят аль-Фитр?
‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Абуль-‘Алия относительно слов Всевышнего Аллаха:
«Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал молитву» (Сура «Высочайший», 87:14-15),
сказал:
«Это значит: выплатил закят аль-Фитр, а затем отправился на праздничную молитву».
См. «Ахкамуль-Къуран» (3/176).
Ибн ‘Умар сказал:
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать Фитр перед выходом на праздничную молитву».
Хадис передал аль-Бухари (1503).
Имам Ибн ат-Тин сказал:
«Время выплаты Фитра после утреннего намаза и до праздничной молитвы».
См. «аль-Мутауари» (135), «Фатхуль-Бари» (3/478).
Некоторые ученые посчитали, что время выплаты Фитра начинается после захода солнца последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. Однако первое мнение, что его следует выплачивать перед выходом на праздничную молитву сильнее, поскольку опирается на прямой хадис.
Спросили шейха аль-Альбани:
«Дозволено ли выплачивать закят аль-Фитр за несколько дней или недель до праздничной молитвы?»
Он ответил:
«Это не дозволено, поскольку смысл закята аль-Фитр состоит в том, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника. Если ты выплатишь Фитр за долго до него, то нет сомнения в том, что нуждающийся не продержит это продовольствие до праздника».
См. «аль-Хауи мин фатауа шейх аль-Альбани» (283).
Но если человек опасается, что он не успеет выплатить Фитр до праздничной молитвы, то можно его выплатить за день-два до праздничной молитвы, что является исключением. Нафи’ рассказывал:
«Ибн ‘Умар бывало, выплачивал закят аль-Фитр за день-два до праздника».
аль-Бухари (1511), Муслим (986).
Некоторые ученые сказали, что Ибн ‘Умар выплачивал Фитр за день за два не самим беднякам, а человеку, которого назначали собирать Фитр, на что указывают другие сообщения.
Нафи’ рассказывал:
«Ибн ‘Умар посылал закят аль-Фитр за два-три дня до праздника тому, кто собирал его «.
Малик (1/285).
В этих сообщениях указание на дозволенность передачи закята аль-Фитр человеку, который ответственен за его сбор, если этот человек правдив и достоин доверия. Также это подтверждается известным хадисом, в котором шайтан приходил воровать с закята аль-Фитр собранного в Рамадане, который охранял Абу Хурайра. аль-Бухари (4/396).
Также сообщается от Айюба, что на вопрос:
«Когда Ибн ‘Умар выплачивал Фитр?»
Нафи’ ответил:
«Когда сборщик начинал собирать Фитр».
Его спросили:
«А когда сборщик начинал собирать Фитр?»
Он ответил:
«За день-два до праздника».
Ибн Хузайма (4/83).
Однако важно отметить, что закят аль-Фитр не засчитывается, если отдан после праздничной молитвы, как сказал Ибн ‘Аббас:
«А кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как обычная милостыня».
Ученые Постоянного комитета сказали:
«Тот, кто не выплатил Фитр в его время, совершил грех! Он обязан принести покаяние за задержку выплаты Фитра и все равно дать его беднякам».
См. «Фатауа аль-Ляджна» (9/369). Исключением является тот, кто не знал об этом.
Выплата закята аль-Фитр засчитывается лишь тогда, когда отдана бедняку. Она должна дойти до него или до доверенного лица, собирающего Фитр своевременно. Бедный человек может доверить другому лицу, собирать выплачиваемый ему закят. Своевременное поступление закята к доверенному лицу означает его получение бедным человеком.
Однако ученые сошлись на том, что если человек не успел или забыл выплатить закят аль-Фитр до праздничной молитвы, он становится долгом, выплата которой все равно остается обязательной.
См. «аль-Мугъни» (2/458), «Маусу’атуль-фикъхия» (41/43).
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина:
«Я выплатил закят аль-Фитр когда был в Египте в начале Рамадана, но теперь я в нахожусь в Мекке. Является ли для меня обязательным опять выплатить Фитр?»
Шейх ответил:
«Да, ты обязан выплатить Фитр, поскольку выплатил его преждевременно! Вещь связана с причиной, а причиной Фитра является день Разговения, и это время является временем данного закята. Хорошо известно, что день Разговения наступает только в конце Рамадана, и не выплачивается Фитр кроме как после захода солнца последнего дня Рамадана. Однако есть облегчение в дозволенности выплаты Фитра за день-два до праздничной молитвы, и это только облегчение, поскольку истинное время этого закята начинается с вечера последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. А если есть возможность, лучше всего выплатить Фитр утром до праздничной молитвы».
См. «Фатауа Ибн ‘Усаймин» (18/180)
Источник: К Исламу
Чечен Инфо