Спрашивающий:
«Обязательно ли говорить человеку, который любит ради Аллаха, — «Я люблю тебя ради Аллаха»?».
Шейх:
«Да, но при этом у «любви ради Аллаха» высокая цена. Мало, кто может её заплатить.
Вы знаете, какая цена любви ради Аллаха?
Кто-то из вас знает эту цену?
Кто знает, пусть даст нам ответ…».
Один из присутствующих:
«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорит:
«Семерых укроет Аллах в Своей тени в тот день, когда не будет иной тени, кроме Его тени… Из них два человека, которые любят ради Аллаха, встречаясь и расставаясь только ради Него».
Шейх:
«Эти слова правильны сами по себе, но они не служат ответом на вопрос. Это приблизительное, причем неполное, определение понятия любви ради Аллаха. Мой же вопрос таков:
«Какую цену должны заплатить два человека, любящих ради Аллаха, один другому?».
Я не имею в виду награду Последней жизни.
Спрашивая об этом, я хочу сказать:
«Какое практическое доказательство существования любви ради Аллаха между двумя любящими? Ведь два человека могут любить друг друга, но при этом их любовь всего лишь образная. И какая же тогда настоящая любовь и что может являться доказательством настоящей любви?».
Один из присутствующих:
«Он должен желать своему брату того же, что желает самому себе».
Шейх:
«Это качество любви или некоторые свойства любви».
Один из присутствующих:
«Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда вас возлюбит Аллах…»
(«Аль Имран»: 31).
Шейх:
«Это правильный ответ на другой вопрос».
Один из присутствующих:
«Ответ может содержаться в достоверном хадисе:
«Есть три (качества), и кто будет обладать ими, тот ощутит сладость веры…».
К (тем, кто ощущает сладость веры) относятся двое, которые любят друг друга ради Аллаха».
Шейх:
«Это плод любви ради Аллаха, и какой же? — Сладость, которую человек ощущает в своем сердце».
Один из присутствующих:
«Всевышний Аллах сказал:
«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение!».
Шейх:
«Молодец! Это и есть ответ.
Объяснение этому следующее:
«Если я действительно люблю тебя ради Аллаха, то я стану давать тебе искренние наставления (побуждать к добру, терпению, праведности…, удерживать от греховных дел).
Точно так же и ты будешь ко мне относиться. Поэтому очень редко, когда среди тех, кто заявляет о своей любви ради Аллаха, имеют места искренние наставления. В этой любви могут проявляться какие-то признаки искренности, однако неполной. Это потому что каждый из нас учитывает чувства (реакцию) другого человека. Боится, что тот рассердиться, или боится, что тот уйдет… и так далее.
Таким образом, цена любви ради Аллаха заключается в том, что каждый из нас должен быть искренним друг к другу. А это достигается посредством взаимных наставлений: он всегда и постоянно побуждает его к одобряемому и запрещает ему порицаемое. В своих наставлениях он (находится) ближе к нему, чем его собственная тень.
Вот почему, как сообщается в достоверных преданиях, из привычных действий сподвижников было то, что когда они расставались, то читывали друг другу: «Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение!»».
Источник: «аль-Хави мин аль-фатава аль-Албани», стр. 165 — 166.
Чечен Инфо