Loading...
You are here:  Home  >  Интересное  >  Current Article

Из сообщения Д. С. де Ла Шапеля, консула Франции в Тифлисе, Ф. П. Г. Гизо, министру иностранных дел Франции

By   /  12.06.2021  /  Комментарии к записи Из сообщения Д. С. де Ла Шапеля, консула Франции в Тифлисе, Ф. П. Г. Гизо, министру иностранных дел Франции отключены

    Print       Email

Из сообщения Д. С. де Ла Шапеля, консула Франции в Тифлисе, Ф. П. Г. Гизо, министру иностранных дел Франции, с подробностями поражений русской армии в военной кампании 1840 г. на территории Чечни и примерами самоотверженности, проявленными чеченцами во время этих сражений.

8/20 января 1841 г. Тифлис

Господин министр, Я счастлив, иметь возможность направить Вашему Превосходительству
несколько очень конкретных сведений относительно последней экспедиции русской армии против различных народов Кавказа, известных в Европе под обобщенным наименованием черкесов. Как я сообщал Вашему Превосходительству в моей телеграмме за № 3 и коммерческому управлению за № 2, главной целью, поставленной перед собой в кампании 1840 г., являлось вернуть к покорности часть народов Большой и Малой Чечни, которые, после принесения покорности в 1838 г., восстали во время последней весны. Почти все способные носить оружие мужчины присоединились тогда к Шамилю, в то время как остальное население укрылось вместе со своим скотом в горах или лесах Ачхоя и Гойты. По приказу императора генерал Голопаев (Галафеев) выступил против них во главе двенадцати батальонов пехоты, тысячи пятьсот человек казаков и двенадцати горных артиллерийских орудий. Перейдя Терек в прошлом августе месяце, он сжег все покинутые селения и в течение трех месяцев тщетно пытался выманить врага на равнину. Опасаясь русской артиллерии, чеченцы избегали генерального сражения, ограничиваясь преследованием русской армии, похищая фуражиров, их конвои и, таким образом, заставив его потерять много людей. Устав от этой партизанской войны, генерал Голопаев решил атаковать противника в лесу. И там, в течение прошлой осени, имело место три очень серьезных столкновения. Наиболее кровавым было сражение, данное у села Валерик.

Дело Валерика.

Армия, потеряв тысячу четыреста солдат и сорок пять офицеров, из которых восемь принадлежали к императорской гвардии, была вынуждена отступить. В результате этого дела Голопаев (Галафеев) потерял командование и был заменен Граббе, который, после нескольких безрезультатных сражений, 7 декабря прошлого года вернулся в Ставрополь.

(Продолжение в комментариях)Часть — 2. Подготовка к кампании 1841 г. В настоящее время, готовится новая экспедиция против чеченцев к апрелю месяцу. Она будет состоять из сорока батальонов пехоты, пяти тысяч человек кавалерии, шестидесяти артиллерийских орудий и будет находиться под командованием генерала Головина.

Способ боя черкесов

Для того, чтобы дополнить эти сведения, я считаю своим долгом сообщить Вашему Превосходительству о способе боя этих различных народов. Каждый человек вооружен длинным ружьем, пистолетом, саблей и широким кортиком, под названием кинжал. При встрече с врагом они, сначала, открывают огонь из их ружей, и их точность в стрельбе является столь высокой, что они редко промахиваются. Затем, они бросаются на него и, разрядив почти до конца выхваченный пистолет, удачно атакуют врукопашную.

Черты храбрости

Несколько особых черт храбрости, которые я узнал от офицеров, являвшихся свидетелями этого во время последней кампании, еще лучше ознакомят Ваше Превосходительство с бесстрашием, проявляемым этими народами в деле защиты своей независимости. В деле от 4 ноября прошлого года, около Валерика, горстка чеченцев не испугалась атаковать батальон русских стрелков, которых они опрокинули и были остановлены лишь двумя ротами гренадеров резерва, встретивших их штыками. Будучи вскоре окруженными со всех сторон, они все были перебиты, не прося, и не желая получить пощады. Один из них, покрытый ранами, которого уже считали мертвым, был поднят на штыки двумя унтер-офицерами, желавшими, таким образом, продемонстрировать свою силу. Очнувшись от боли, это несчастный пришел в чувство, и имел еще энергию и силу, снести ударом сабли голову одного из своих противников. Другой, сбитый с ног и затоптанный в схватке, был, несмотря на все свои усилия, приведен к русскому генералу. В качестве награды за жизнь и свободу, которую он ему предложил, генерал хотел получить некоторые сведения о позиции Шамиля. Перед тем, как ответить, он потребовал освободить его от связывающих его уз, что было сделано.Часть — 3. Тогда он бросился на сержанта-конвоира, вырвал у него саблю из ножен и до того, как его смогли схватить, убил трех человек и вонзил себе в грудь саблю, сказав, что умирает довольный, так как вновь увидел льющейся русскую кровь. Таков, господин министр, характер этих народов, которые, может быть, могут быть уничтожены, но которые, более чем наверняка, никогда не покоряться. Лишь с чрезвычайной трудностью я смог собрать эти сведения, которые я сегодня сообщаю Вашему Превосходительству. Здесь демонстративно никогда не говорят при мне относительно всего того, что касается войны против горцев. Чтобы ни было, у меня есть план отправиться весной на воды Пятигорска, которые очень близки к театру боевых действий и находятся в Кавказской губернии. Оттуда я смогу передать в департамент Вашего Превосходительства сведения о стране и событиях кампании, которая начнется в апреле месяце.

[…]

Остаюсь, Ваше Превосходительство господин министр, с глубоким уважением вашим скромнейшим и покорнейшим слугой.

Д. Сен Совер де Ла Шапель, консул Archives du ministère des Affaires étrangères (AMAE). Correspondance politique des consuls (1826-1896). Russie 1. (Consulat de Tiflis 1830-1844). Fol. 62-65.

Перевод с французского: https://www.instagram.com/p/CPxO13xBc0E/?utm_medium=copy_link

    Print       Email