Loading...
You are here:  Home  >  Ислам  >  Current Article

«Суфийские ученые» об ибн Абдулваххабе

By   /  26.03.2019  /  Комментарии к записи «Суфийские ученые» об ибн Абдулваххабе отключены

    Print       Email

«Суфийские ученые» об ибн Абдулваххабе

Рамадан аль-Бути: Никто не вправе называть Ибн ‘Абдульваххаба английским шпионом.

Говорит Рамадан аль-Бути:

«Мухаммад б. ‘Абдульваххаб по многим основополагающим вопросам вероучения и поведения допустил ошибку в своём иджтихаде, но никто не вправе утверждать, что он был британским агентом, и нет препятствий для того, чтобы проводить мероприятия, посвященные памяти его рождения или его смерти».

Алави аль-Малики о Мухаммаде б. ‘Абдульваххабе

Это выдержка из книги Алави аль-Малики «аль-Мафахим» (Ливан: издательство «аль-кутуб ал-‘ильмийа», 2009). Здесь он называет Мухаммада б. ‘Абдульваххаба шейхом, имамом таухида, лидером единобожников. Говорит, что правильная мудрость ибн ‘Абдульваххаба стала причиной распространения его призыва среди людей, а также причиной распространения его учения как среди обычных людей, так и среди ученых.

Для сомневающихся в словах Алави, прилагается сканированная страница его книги.

Вахба аз-Зухейли о деятельности Мухаммада ибн ‘Абдульваххаба.

«Если судить объективно, без стремления угодить кому-то, и руководствуясь аятом:

«Не убавляйте людям того, что им причитается»
(Св. Коран, 26: 183),

то несомненно, одним из самых смелых голосов Истины, самых грандиозных призывов к реформированию, а также к труду и борьбе за восстановление целостности мусульманской личности и за возвращение её к пути праведных предшественников, был призыв шейха Мухаммада б. ‘Абдульваххаба в 12-м веке по хиджре (VIII в. по григорианскому летоисчислению), направленный на то, чтобы обновить жизнь мусульман, которая к тому времени погрязла во всеобщих конфликтах, заблуждениях, религиозных нововведениях и отклонениях.

Ибн ‘Абдульваххаб по праву был предводителем долгожданного религиозного реформационного возрождения. Он был тем, кто показал мерила ясного исламского вероучения и разъяснил истинную суть чистого единобожия к Всемогущему и Великому Аллаху, а также то, что поклонение – это и есть единобожие. Он повернул парус по направлению к полноценному руководству Кораном и Сунной, отказу от всех проявлений религиозных нововведений, разрушению тех заблуждений, которые привязались к жизни мусульман, возвращению к самой достойной, простой и праведной жизни, в которой нет иного пути, кроме постоянного джихада, и нет иной цели, кроме довольства Аллаха, к утверждению исламских норм в качестве законодательства и образа жизни, к здравому рассудку, усердию, знанию, иджтихаду в тех вопросах, которые не оговорены шариатскими текстами, или оговорены ими неоднозначно, с целью достижения прогресса уммы и исправления жизненного курса сбившегося с пути общества, ибо исламской религии не знакомы предрассудки, невежество и заблуждение.

Деятельность Ибн ‘Абдульваххаба представляет большой скачок в деле исправления ошибок людей в их убеждениях и поклонении, имевший место в той среде, где были обезображены фундаментальные основы и методология Ислама».

Из книги «Муджаддид ад-Дин фи карни ас-сани ‘ашар» (Обновитель Религии 12-го века) доктора Вахбы аз-Зухейли.

КТО ТАКОЙ Вахба аз-Зухайли

Вахба аз-Зухайли родился в 1932 году в городе Дейр-Атия, расположенном на севере от Дамаска. Его отец занимался фермерством и торговлей, знал наизусть Коран, строго следовал его положениям и любил Сунну Пророка.

Начальное образование Вахба аз-Зухайли получил в своём родном городе. Затем в течение шести лет он получал среднее образование на факультете шариата в Дамаске. В 1952 году он раньше всех остальных обучающихся получил свидетельство об окончании с отличием среднего шариатского учебного заведения. В этом же году он также получил свидетельство об общем образовании в области литературы.

Дальнейшее приобретение знаний он продолжил на факультете шариата университета аль-Азхар и в начале 1956 года получил диплом о его окончании. После этого он получил от факультета арабского языка этого же университета свидетельство о приобретении специальности преподавателя, и вместе с этим свидетельством его диплом приобрел статус международного.

Параллельно он изучал юриспруденцию в университете Айн-Шамс, где в 1957 году он с отличием достиг степени лиценциата. В 1959 году он получил диплом магистра на факультете шариата каирского университета. В 1963 году получил докторскую степень по исламскому праву с высшим балом первой степени и рекомендацией на участие в обмене научными работами с иностранными университетами. Тема его докторской диссертации называлась «Влияние войны на исламский шариат: сравнительное исследование восьми мазхабов и международного права».

В 1963 году Вахба аз-Зухайли был назначен преподавателем в Университете Дамаска. В 1969 году ему присвоили там звание доцента, а в 1975 году – звание профессора.

Он работает по 16 часов в сутки. Его работа – это преподавание, написание книг и монографий, наставление, чтение общих и предметных лекций. Специализируется по фикху и основам фикха. Эти науки вместе со сравнительным фикхом он преподаёт на факультете шариата, а также на спецкурсах юридического факультета Дамасского университета и в системах подготовки высших научных кадров.

Вахба аз-Зухайли женат, имеет пятерых детей. Все они, не считая его младшего сына, получили высшее университетское образование. Младший его сын пока не завершил обучение.

Научная деятельность за пределами Сирии

В течение двух лет с 1972 по 1974 годы Вахба аз-Зухейли работал по направлению в Ливии на юридическом факультете Бенгазийского университета. После этого был назначен там лектором в отделениях подготовки высших научных кадров. Также был направлен в Университет Объединённых Арабских Эмиратов на факультет шариата и права, где проработал пять лет с 1984 по 1989 годы.

В качестве приглашенного специалиста направлялся в отделение шариата Хартумского университета и в Исламский университет Омдурмана, где читал лекции по фикху и основам фикха учащимся в системах подготовки высших научных кадров.

В 1989 и 1990 годах направлялся в Катар и Кувейт для проведения уроков в месяце Рамадан. Также с 6 ноября 1993 года в качестве приглашенного специалиста совершал двухнедельный визит в Арабский центр обучения безопасности и военной подготовки.

Во многих университетах Пакистана, Судана и других государств он давал уроки по своей книге «аль-Фикху-ль-исламийу ва адилляту-ху» («Исламский фикх и его доводы») учащимся в отделениях подготовки высших научных кадров. Эту же книгу он преподавал на отделениях шариатского судопроизводства исламских университетов Медины и Эр-Рияда.

Занимаемые посты и должности

— Руководитель отделения «Исламский фикх и мазхабы» шариатского факультета Дамасского университета. На эту должность назначался еще до своего откомандирования, а сейчас занимает её с 1989 года, после своего возвращения из Эмиратов.

— Назначался заместителем декана факультета шариата Дамасского университета, а затем и деканом по полномочию на четыре года с 1967 по 1970 год.

— Председатель наблюдательного совета Арабских Исламских Финансовых Организаций, председатель исследовательского совета Исламских Финансовых Институтов, а также член Шариатского Совета Исламских Финансовых Институтов.

— В качестве эксперта участвует в деятельности исламских научно-правовых академий Мекки, Джидды, Индии, Америки и Судана.

— После того, как прибыл по направлению в Университет ОАЭ, был назначен там руководителем отделения «Исламский шариат» факультета шариата и права. Затем в течение четырёх лет замещал должность декана этого же факультета.

— Член Иорданского королевского фонда изучения исламской мысли Аль ал-Бейт.

— Научный руководитель множества магистрантских и докторских диссертаций в Дамасском университете и Университете им. имама аль-Аузаи в Ливане. Участвовал в заседаниях по обсуждению диссертаций. Аттестовал и был руководителем более семидесяти докторских диссертаций в Дамаске, Бейруте и Хартуме.

— В конце шестидесятых годов разрабатывал учебные планы для факультета шариата в Дамаске. Также разрабатывал их для отделения шариата при факультете шариата и права в Эмиратах. В 1999 году участвовал в разработке программ для шариатских институтов Сирии.

— В 1988 году в Кувейте был редактором университетского журнала о шариате и исламских исследованиях.

— Принимал участие в диалоговых радиопрограммах на сирийском радио в передачах «Истории из Корана» и «Коран и жизнь», а также в телевизионных программах в Дамаске, Эмиратах, Кувейте, Саудовской Аравии, и в передачах по интернет-телевидению. Давал интервью газетам Сирии, Кувейта, Саудовской Аравии, Арабских Эмиратов и других стран.

— Учредил в Университете ОАЭ журнал «Шариат и закон».

— Был руководителем Высшего культурного центра и Центра манускриптов при Университете ОАЭ.

— Входит в состав редколлегии журнала «Методология Ислама» в Дамаске.

— Руководит администрацией медресе им. шейха Абдулкадира аль-Кассаба (отделение шариата) в Дейр-Атия.

— Является имамом в мечети Османа в Дамаске, а летом выступает с проповедями в мечети аль-Иман в Дейр-Атия.

Участие в организациях и научных проектах

— Председатель шариатского наблюдательного совета Организации Исламского Инвестирования и Клиринга Бахрейна, а затем председатель такого же совета Исламского государственного банка при Арабском акционерном банке в Бахрейне и Лондоне.

— Эксперт Дамасской большой арабской энциклопедии.

— Руководитель исследовательского совета Центра Исламской Финансовой Индустрии.

— Член Высшего Совета по Фетвам Сирии.

— Член комитета научных исследований и исламских дел, а также член редакционной коллегии журнала «Методология Ислама» Министерства вакуфов Сирии.

— Член-корреспондент Кувейтской энциклопедии фикха, Дамасской большой арабской энциклопедии, Иорданской энциклопедии исламской культуры, Энциклопедии гражданско-правового фикха академии исламского права Джидды и других научных проектов.

Его учителя в Дамаске

  • Шейх Махмуд Йасин – в науке хадисов.
  • Шейх Махмуд ар-Ранкуси – по вероучению (‘акыде).
  • Шейх Хасан аш-Шатты – по наследственному праву.
  • Шейх Хашим аль-Хатыб – по шафиитскому фикху.
  • Шейх Лутфи аль-Файуми – по основам фикха и терминологии хадисов.
  • Шейх Ахмад ас-Суммак – по правилам чтения Корана (таджвиду).
  • Шейх Хамди Джувейджати – в науках рецитации Корана.
  • Шейх Абу аль-Хасан аль-Кассаб – по грамматике и морфологии.
  • Шейхи Хасан Хабанака и Садик Хабанака аль-Майдани – в науке толкования Корана.
  • Шейх Салих аль-Фурфур – в науках арабского языка, риторике и в арабской литературе.
  • Шейх Хасан аль-Хатыб, ‘Али Са’д ад-Дин, шейх Субхи аль-Хайзуран и Камиль аль-Кассар – по хадисам и нравственности.
  • Профессор Джаудат аль-Мардини – по ораторскому искусству.
  • Профессоры Рашид ас-Саты и Хикмат ас-Саты – по истории и нравственности.
  • Доктор Назым Махмуд Насими и Махир Хаммада – по законодательству.

Были у него и другие учителя по химии, физике, английскому языку и иным современным наукам. Также по литературе его учителем был профессор Насиб Са’д (да помилует его Аллах!).

Его учителя в Египте

  • Шейх аль-Азхара имам Махмуд Шальтут, доктор имам ‘Абду-р-Рахман Таджж, а также шейх и декан факультета шариата ‘Иса Маннун – по сравнительному фикху.
  • Шейх Джадд ар-Рабб Рамадан – по шафиитскому фикху.
  • Шейх Махмуд ‘Абду-д-Даим – по шафиитскому фикху.
  • Шейх Мустафа ‘Абду-ль-Халик и его родной брат шейх ‘Абду-ль-Гани ‘Абду-ль-Халик – по основам фикха.
  • Шейх ‘Усман аль-Маразакы.
  • Шейх Хасан Вахдан – по основам фикха.
  • Шейх аз-Завахири аш-Шафи’и – по основам фикха.
  • Шейх Мустафа Муджахид – по шафиитскому фикху.
  • Шейх Мухаммад ‘Али аз-Зу’би – по фикху поклонения.
  • Шейх Мухаммад Абу Захра.
  • Шейх ‘Али аль-Хафиф.
  • Шейх Мухаммад аль-Банна.
  • Шейх Мухаммад аз-Зифзаф.
  • Доктор Мухаммад Салам Мадкур.
  • Имам муджтахид шейх Фарадж ас-Санхури – по сравнительному фикху и по основам фикха в отделениях подготовки высших научных кадров.

Его преподаватели на юридическом факультете университета Айн-Шамс

  • Шейх ‘Исави Ахмад ‘Исави.
  • Шейх Закийу-д-Дин Ша’бан.
  • Доктор ‘Абду-ль-Мун’им аль-Бадрави.
  • Доктор ‘Усман Халиль.
  • Доктор Сулейман ат-Тамави.
  • Доктор ‘Али Рашид.
  • Доктор Хильми Мурад.
  • Доктор Йахйа аль-Джамаль.
  • Доктор ‘Али Йунус.
  • Доктор Мухаммад ‘Али Имам.
  • Доктор Аксам аль-Хаули.

… и другие.

Его ученики

  • Доктор Мухаммад аз-Зухайли – его родной брат.
  • Доктор Мухаммад Фарук Хаммад.
  • Доктор Мухаммад На’им Йасин.
  • Доктор ‘Абду-с-Саттар Абу Гудда.
  • Доктор ‘Абду-ль-Лятыф Фурфур.
  • Доктор Мухаммад Абу Лейль.
  • Доктор ‘Абду-с-Салам ‘Ибади.
  • Доктор Мухаммад аш-Шурбаджи.
  • Доктор Маджид Абу Рахийа.
  • Доктор Бади’ ас-Сайид аль-Ляхам.
  • Доктор Хамза Хамза.

… и другие профессора с факультета шариата, а также сотни религиозных педагогов Министерства образования.

Через него прошло более, чем сорок поколений сирийских студентов, некоторые поколения студентов в Ливане, некоторые в Судане, некоторые в Арабских Эмиратах. Тысячи людей на западе и на востоке, в Америке, Малайзии, Афганистане, Индонезии изучают фикх и основы фикха по его книгам.

Чечен Инфо

    Print       Email